Воспитание читательского интереса

Воспитание читательского интереса (Степанова А.А., учитель русского языка и литературы)

На родительских собраниях часто приходится поднимать вопрос о чтении детьми художественной литературы. Чтобы развить интерес к чтению мы, учителя-словесники, ежегодно составляем для учащихся списки, рекомендуемых для чтения на летних каникулах. Стараемся включать как программные произведения, так и произведения, интересные именно для этого возраста. Книги для внеклассного чтения помогают ребенку расширить свой кругозор, больше узнать о мире, о себе. Делают его чище, добрее. Еще наш замечательный русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».

Но существует определенная проблема, связанная, скорее, с непониманием детей роли книги в их жизни. Летом чаще всего дети предоставлены самим себе, родители на работе. И только самые сознательные, самые серьезные из них свой досуг заполнять общением с книгой. Все мы знаем, что книга – это источник знаний, в ней можно найти любую информацию, но она станет тебе другом и помощником, только если ты ее бережно возьмешь в руки.

В анкетировании, проведенном среди учащихся 5-9 классов на вопрос «Есть ли в вашей семье семейное чтение?», ребята большей частью отвечают: «Нет». И тем печальнее факт, что книги родители покупают своим детям в младшем школьном возрасте. Не практикуется чтение вслух. Вспомните радиопередачи, которые знакомили слушателей со страницами разных произведений. Сколько пользы они приносили юным слушателям. Слово услышанное, а еще и прочитанное запоминается надолго.

Чтение вслух – занятие непростое, требующего творческого подхода. Оно дает возможность творчества и выбора. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действие неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей, оно источник вашего вдохновения. Чтение вслух – это радость от любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому самого себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение.

Хочется предложить детям и их родителям подумать над такими вопросами:

«Книги, которые мы читаем»;

 «Читаем ли мы семейно вслух»;

 «Роль книги в нашей семье»;

 «Моя первая книжка».

Прекрасно, если дома книги любят все: и взрослые, и дети. В последнее время много мероприятий проходит у нас в стране в рамках акции «Читающая страна». Читаем Баратынского, Пушкина. Читаем произведения о Сталинградской битве. Читаем Тургенева. И самое важное в этих мероприятиях – чтобы читали дети, чтобы они почувствовали любовь к СЛОВУ и пронесли ее через свою жизнь.

Хочется напомнить слова известного русского критика В.Г. Белинского: «Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет».

Учитесь читать, учитесь учиться…