Правила работы с контурной картой в обучении географии

Дорогие ребята, приступая к изучению географии в школе и  работая с  учебником, знакомитесь  с набором географических карт.  Но не на всех картах, с которыми вам придется работать, имеются  географические объекты и названия.  Одной из разновидностей карт являются контурные.Само название говорит за себя, это лист бумаги,  на котором изображены общие очертания  контуров географических объектов. Вы спросите: «Зачем нам нужны карты без названий?»

Такие карты очень важны для освоения материала по географии, который изучается в школе и одновременно, помогает запоминать местоположение географических объектов (рек, гор, стран, городов и т.п.), маршруты исторических открытий, явлений природы, а также помогают нам объяснить природные явления.

Контурная карта является важным элементом для выполнения практических заданий и работ.

Выделим этапы работы с контурной картой:

1.     Для начала необходимо внимательно рассмотреть контурную карту и карту географическую из атласа, с помощью которой будем выполнять задания. Что мы с вами увидим?  Во-первых, обратим внимание, что карты оформлены в цвете с помощью специальных знаков, которые называются условными. Каждый цвет и знак  имеет свое значение. Все условные знаки являются общепринятыми в географии и используются для обозначения географических объектов и явлении во всех географических картах. Во-вторых, в  одном из углов  карты мы увидим  табличку с условными знаками, с помощью которых можно прочитать карту. Примером для оформления контурных карт, является географическая карта с различной тематикой, на основе которой выполняется задание.

 

2.     Контурная карта не заполняется вся сразу. Прежде чем приступить к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание, выберите географические карты школьного атласа, которые помогут вам выполнить задание, правильно определите условные знаки, необходимые для выполнения задания. Внимательно прочтите материал школьного учебника и дополнительную информацию по данной тематике.

3.     Приступая к работе, приготовьте заточенные карандаши (цветные и простой)  ластик, ручки с цветными пастами. Они необходимы для оформления контурной карты: цветные карандаши для окрашивания площадных объектов, простой карандаш для указания контуров и надписей, ручки с цветными пастами для нанесения надписей и значков.

4.     Ребята, запомните!!! Любая карта должна иметь свое название. Название для карты, как имя для человека. Поэтому начиная работать  с контурной картой, подписываем название в верхней части карты.  Оно должно быть четким, лаконичным и соответствовать теме, отражаемой на карте. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

5.     Чтобы определить место, которое нужно вам отразить на карте, определите очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой. Определите, где находятся ближайшие географические объекты: основные горы и реки, города и страны... Далее простым карандашом нанесите место на карте.

6.     Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, и какие вспомогательные материалы при этом лучше использовать. Условные знаки и надписи, наносимые на карту, не должны перекрывать друг друга. Карта должна быть читаема и понятна.

7.     Выберите условные знаки, которые вам необходимы для работы по карте. Укажите их в специально отведенном окне «Условные знаки» на карте. Условные знаки могут отражаться в виде значков, штриховки  и цветовой гаммы. Условные знаки, подписи вместе образуют легенду карты и помогают нам читать карту.

8.      Затем убедитесь, прочитав задание и сравнив местоположение на контурной карте и на карте атласа, правильность выполняемого задания. Далее, используя карандаши и цветные  ручки,  нанесите условные знаки и выполните задание.

9.     Названия географических объектов, которые невозможно разместить на карте, можно обозначить внемасштабными знаками в виде цифры или буквы. Их названия и обозначения должны быть отражены в легенде карты.

10.  Все надписи на контурной карте должны быть читаемы. Поэтому названия географических объектов (гор, рек, стран, городов и т.п.) пишите печатным разборчивым шрифтом.

11.  Элементы рельефа (орографии) наносятся на карту простым карандашом черным цветом, гидрографии (рек, озер, морей и т.п.) – синим.

12.  ПОМНИТЕ!!! Необходимо выполнять только те задания, которые требуются для выполнения. Лишняя или недостающая информация может повлиять на вашу оценку за оформление контурной карты.

13.  В зависимости от задания объекты можно заштриховать или раскрасить в цвета, которые используются для обозначения в картах атласа. НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ ФЛОМАСТЕРЫ И МАРКЕРЫ!!!

14.  Для нанесения на карту названий объектов необходимо ориентироваться на градусную сеть. При нанесении названий, обратите внимание, как это сделано в картах атласа. В качестве примера, ориентируйтесь на оформленные карты атласа. Это вам поможет правильно и аккуратно оформить задание по контурной карте.

15.  Названия линейных объектов ( гор, рек,  течений и т.п. ) нужно  размещать  по  протяженности, чтобы  можно было прочитать, не переворачивая карту.

16.  Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта.  Исключения составляют небольшие объекты.

17.  Обозначая на карте площадные объекты моря, равнины и т.п., их границы не обводят линиями.

18.  Также обращаю внимание на то, что контурные карты НЕ оформляются с помощью красок, так как бумага, изготовленная для контурных карт, не впитывает  воду. Работа должна быть выполнена правильно и аккуратно. Только при этих условиях можно получить высокий балл за работу.

19.  Все работы сдаются своевременно.

Желаю всем удачи и успехов в выполнении работ по контурным картам.

В работе были использованы  материалы методистов  В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин, сайтаhttps://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/metodicheskie-materialy/pravila-raboty-s-konturnoj-kartoj-po-geografii.html